Кто сегодня зарабатывает на рынке недвижимости?
Целью данной статьи не является популяризация работы риэлтора или реклама. Многие, так или иначе, сталкивались с работой риэлторов, и она говорила сама за себя…
Автор, который дал, так сказать путевку в жизнь, не одной сотне риэлторов, сам считает, что средний уровень знаний обычного специалиста, работающего сейчас на рынке недвижимости разных городов, существенно ниже запросов потенциальных участников рынка. Если попытаться получить какую-либо серьезную информацию о рынке недвижимости, то часто сталкиваешься с тем, что на современном сленге называется «дичью» или «жестью». Порой, это исходит от руководителей или учредителей агентств недвижимости, которые бывают успешными блогерами с многими тысячами доверяющих им подписчиков…
Хотелось бы сосредоточить внимание на другом. На информационной составляющей рынка недвижимости. Как быть человеку, который выходит на рынок недвижимости с той или другой задачей? Как действовать продавцам или покупателям, которые и являются собственно населением нашей страны? Именно для них государство и основные участники рынка должны организовать нормальные, цивилизованные условия информирования для реализации своих законных прав по продаже и приобретению жилья, равно как и другой недвижимости. Эти условия являются естественным продолжением грамотного, удобного для участников рынка, организованного процесса. Сейчас, складывается ощущение, что наоборот, рынок недвижимости корректируется невидимым регулятором под основных игроков, задачами которого является расширение их бизнеса и ничего более… Что же происходит на сегодняшний день?
Основные крупные «игроки», действующие на рынке недвижимости, пытаются натянуть одеяло на себя, т.е. получить максимально возможную прибыль всеми возможными способами. Все способы сводятся в итоге к одному – превознести себя и очернить конкурентов, да и вообще всех подряд. Вот с чем сталкиваются те, кто хочет сейчас выйти с предложением на рынок недвижимости.
С «развитием» интернета вроде бы все должны получить выгоду от использования современных информационных технологий. За последние 10 лет получить информацию о рынке недвижимости, в большом объеме, стало просто. Только что это за информация? Как у нас водится, один монстр, естественно в «честной конкурентной борьбе», выиграл. И теперь, Авито навязывает всем некие «супер возможности» по выбору объектов, которые на поверку оказываются выводами о ценах, являющихся «средней температурой по больнице» или проплаченными «допниками»… Для того, чтобы примерно разобраться какое предложение действительно интересно, при выводах я бы сказал 50 на 50%, надо потратить кучу времени, и нервов, при этом необходимо уметь работать с большим объемом информации.
А для чего, или точнее для кого Авито, возможно, собирает информацию об интересах конкретных покупателей, вообще непонятно. Ведь для «всеобщего блага» авитовцы, которых, определенно никто и не знает, кроме того, что фирма зарегистрирована в Нидерландах, начали использовать подменные телефоны и работу в личных кабинетах. Но все должны понимать, что кто-то эту личную информацию может анализировать и использовать в разных целях.
Если кто-либо пожелает порассуждать далее, то например в одном из относительно безобидных вариантов развития придет к тому, что идет определенная подготовка к созданию некоего суперагентства недвижимости РФ, которое конечно назовут как-нибудь иначе, с безграничными информационными возможностями. Всё в общем-то и ничего, кроме того, что о вас будут всё знать и без вашего согласия, а для вас всё будет «покрыто мраком». Например: кто за этим стоит и как может быть еще использована информация о вас? При этом создатели подобного сценария, рассчитывающие на максимальный доход от подобного расклада, ничего хорошего ни самому рынку, ни людям не принесут, но сделают рынок тёмным, удобным для своих целей на долгое время. Никаких сногсшибательных целей достигнуто не будет. Это не развитие, а некий организационный тупик, похожий на эксперименты в образовании, когда работа квалифицированных учителей на местах заменяется созданием каких-то учебных кластеров, кому-то показательного Сириуса и дистанционного обучения. Но, образования населению это точно уж не прибавит, а количество неучей на ответственных местах, увеличится…
Еще один интересный персонаж сегодняшнего рынка недвижимости – ПАО «Сбербанк». Чуть более 10 лет назад, когда рынку недвижимости была крайне необходима услуга аккредитива для физических лиц, равно как увеличение рабочего дня для операций по переводу денег и ускорение этого процесса, сотрудники прямо удивлялись таким запросам. По типу «что это вы – риэлторы здесь умничаете», «пускай люди просто перечисляют деньги». А ведь отсутствие на тот момент подобных услуг доставило участникам рынка массу неудобств, провоцировало мошеннические схемы. Прошло время и Сбербанк, вместе с собратьями по бизнесу, прямо таки навалились на рынок недвижимости. Недаром Сбер пытался купить внушительный пакет акций Яндекса, да возможно и приобретет через аффилированные структуры. Создание таких площадок, как «Домклик» создает у их создателей иллюзию того, что они способны контролировать рынок и заработать с него значительную часть денег с оборота на рынке недвижимости, стремясь стать постоянным посредником между участниками сделок и государственным регистрирующим органом. А у участников таких сделок, создается ложная иллюзия защищенности. Покупатели полагают, что юридическая проверка документов и некие условия по проведению сделок с участием банков, гарантируют им полную защиту от различных подводных камней… Некоторые уже считают, что благодаря сделкам на банковской площадке, они приобретают ликвидное жилье…
Многие удивятся, если узнают, что проверка документов банком и та же проверка каким-нибудь средним риэлтором практически одинаковы. По сути, проверяются лежащие на поверхности проблемы: есть ли обременения и отсекаются возможности претензий третьих лиц, например, в случае долевой собственности. Возможные подводные камни, в том числе сложные мошеннические схемы при этом исключить нельзя. Любая дистанционная работа, которая в данном случае является бизнесом банка, ведет к определенной потере качества в другом. Конечно же, возможные «подводные камни» никуда от вас не денутся и останутся при приобретенном объекте, если не сделать полную юридическую экспертизу. Ну а банки лучше бы занимались реальным кредитованием малого и среднего бизнеса, быстрым и недорогим обслуживанием при денежных переводах, отработкой блокирования мошеннических действий с картами и всем тем, что должно входить в их компетенцию…
Третий, активный участник постоянных информационных атак на рынке недвижимости - это застройщики. На первых этапах строительного бума, они реализовывали свои квартиры преимущественно через риэлторские организации. Поскольку, в то время агентства недвижимости работали достаточно квалифицированно, это давало потенциальному покупателю нужную информированность о первичном и вторичном рынке и перспективах покупки.
Сейчас же в интернете огромное количество совершенно ненужной, а зачастую ложной или вымышленной информации. Застройщики наперебой обожествляют свои, якобы элитные и самые лучшие объекты. Своеобразной является позиция местных властей курортов, они оказывают определенное информационное влияние на информационное одурманивание. Уже несколько лет, как созданы некие черные списки новостроек, внесенные в реестр самовольного строительства незаконно возведенных зданий в Краснодарском крае. Основным, да и собственно единственным критерием попадания туда, является отсутствие разрешения на строительство. Никто не задается элементарными вопросами, которые нужно отражать. Одно дело незаконное строительство, а есть не менее важные вопросы. Ответы на них также важны для участников рынка. Почему застраивается от 50 до 100% от площади участков, а если соблюдается площадь застройки, то обязательно увеличивается этажность до несуразной? Почему при застройке многоквартирных жилых домов застройщики получали привилегии строиться по меже? Но при этом, когда обычный человек пытается согласовать строительство или реконструкцию индивидуального частного дома, получает стопроцентный отказ(!). Почему принимаются многоэтажные жилые дома, без зон озеленения, что в комплексе сказывается на микроклимате курорта?! Загрязнение диоксидом углерода и прочих загрязняющих веществ в «бетонных джунглях курорта Анапа» больше, чем в мегаполисах! Почему у новостроек невозможно припарковаться, и сложно доехать до них? Даже москвичи начали жаловаться на пробки. Естественно, что заинтересованные лица в подобной застройке – это только застройщики и чиновники. Первые понастроили что попало, как им было выгоднее для продажи, пока был хороший спрос. Вторые этому способствовали, порой, для вида перекладывая «решение вопроса» в судебные заседания. А вот расхлебывать последствия подобного развития рынка недвижимости приходится всем, и в первую очередь покупателям «ликвидной и выгодной недвижимости».
На сегодняшний день очевидным является то, что цена новостроек является явно завышенной. Она поддерживается только благодаря государственной программе льготной ипотеки. Застройщики, которые благодаря нововведениям, потеряли интерес искать инвесторов или реализовывать часть квартир по сниженным ценам, теперь имеют много времени для их реализации по «цене ожидания».
Цена ожидания, это та рыночная цена, которая будет на момент окончания строительства. Вот так теперь. Застройщики ждут дорогих покупателей, которые все равно придут, т.к. всегда найдутся те, кто готов платить 10000 - 20000 рублей в месяц и имеет доступ к дешевой ипотеке.
Все должны знать следующее: самый дорогой продавец в любой новостройке – это сам застройщик.
Ну и несколько слов о риэлторах. На рынке недвижимости должен присутствовать субъект, который в силу интересов своего бизнеса, должен давать объективную информацию, интересующую потенциальных покупателей и продавцов. С этой точки зрения, теоретически получить правильную информацию о рынке недвижимости и интересных объектов возможно только у профессионального риэлтора. Кто же это? Это представитель риэлторской команды, которая в течении длительного времени, действует в разных смежных сегментах рынка недвижимости региона. Такие специалисты ежедневно мониторят весь объем выставляемых на продажу объектов и выбирают лучшие. Кто, как не они должны обладать информацией о предложениях и перспективах рынка? Знать все интересные предложения на сегодняшний день и перспективу на завтрашний? Кто еще будет это делать, застройщики? Работники администраций или банков??? Или это должны делать сами покупатели? Да они с ума сойдут от КПД подобной работы, если не являются риэлторами с большим опытом.
Подобную работу способна проводить только риэлторская команда из опытных специалистов. Подобной организации нет смысла «впаривать» один или два объекта, поскольку они знают весь рынок. Ну и эта организация должна давно работать на рынке, иметь специалистов с большим опытом. Для любого покупателя недвижимости курортов, особенно при покупке домов, или гостевого бизнеса, есть смысл настаивать на консультации именно с таким специалистом…
Однако, на сегодняшний день, риэторским командам не предан соответствующий законный статус. Работа риэлторов максимально дискредитирована в средствах массовой информации. В результате среднестатистический россиянин, благодаря государственной политике прошлых времен, превратился из уверенного в будущем человека в гражданина, оставленного один на один со всеми жизненными проблемами. Каждый ведет себя при их решении по-разному. Но когда население постоянно обрабатывается негативной информацией о риэлторах, обычный человек в это верит. А собственно в результате чего? Только ленивый застройщик не объявляет в рекламе «без риэлторских процентов». В общество постоянно забрасывается идея о том, что в больших ценах виноваты риэлторы, это они накручивают цены. А еще якобы бывают «черные риэлторы», которыми еженедельно зомбируется население по федеральным каналам. Сталкиваясь с работой некоторых некомпетентных риэлторов, люди начинают соглашаться с этим негативом.
Нет сомнений, что это чушь, и компания, направленная на дискредитацию конкурента, а также «некий громоотвод» для определенных ситуаций. В результате повышения ставок на подобное одурачивание людей на рынке недвижимости, малоквалифицированные риэлторские команды теряют доходы. Вследствие этого начинают применять различные серые схемы, например, брать на вооружение тактику «фэйков», а это кардинально захламляет рынок бессмысленной информацией и запутывает всех участников…
Как Вы понимаете те, кто организовал такой рынок, который у нас существует, исходил из своих интересов. Задача у них только одна, как и в других сферах: создать управляемый хаос, обозначить виноватых, убрать грамотных и уважаемых субъектов на рынке, создать «информационных монстров» для того чтобы все выстроились в очередь к тем, кто хочет виртуально, не отрывая «пятой точки», заработать максимальный кусок пирога рынка недвижимости. «… Для вас граждане, и так сойдет, а мы пока подзаработаем...» Курорты, 2022 год.
15 сентября 2022 год